среда, 10 апреля 2019
10:08
Доступ к записи ограничен
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра
суббота, 30 марта 2019
суббота, 23 марта 2019
За последние несколько месяцев я неоднократно пересматривал и прослушивал свои лекции «История альбигойцев и их времени» и «Рождение инквизиции», и в целом мне они не очень понравились. Поэтому я решил оставить их в качестве «черновиков», а цикл про альбигойцев начать заново. Посмотрю, как на этот раз получилось.
вторник, 19 марта 2019
Решил снова поупражняться в видеоблогерстве, но записал не лекцию, а просто рассуждения на ещё одну интересующую меня тему - на тему Великой Отечественной войны.
суббота, 03 ноября 2018
P.S.: Оговорился: "монахи двух нищенствующих францисканских орденов"

P.P.S.: Ещё оговорка: инквизитора из Ургеля обозвал епископом.
понедельник, 24 сентября 2018
воскресенье, 09 сентября 2018
Военное дело в Западной Европе в эпоху окситанской войны
Изучение средневековой военной истории начало возрождаться в последние годы, с постоянно растущим количеством солидных, хорошо проработанных исследований. Этот короткий обзор не претендует на изобретение велосипеда, а скорее напоминает читателю о его устройстве.
читать дальше
Изучение средневековой военной истории начало возрождаться в последние годы, с постоянно растущим количеством солидных, хорошо проработанных исследований. Этот короткий обзор не претендует на изобретение велосипеда, а скорее напоминает читателю о его устройстве.
читать дальше
вторник, 31 июля 2018
Середину дня я проездил между корпусами университета, и попутно слушал на плеере лекцию католического апологета из Томска по поводу инквизиции. Меня, естественно, в первую очередь интересовало, что он расскажет об основании инквизии и сопутствующих событиях. Основное-то содержание лекции было вполне ожидаемым - вольный пересказ Томаса Мэддена про то, как страшный светский суд в средневековье всех пытал и казнил, а инквизиция пытала мягко и казнила не всегда, и вообще юридический прогресс и спасение от общей суровости тогдашних нравов... ну и т.д. Тоже в целом довольно далёкая от реальности картина, но тут хотя бы какие-то конкретные факты из разных мест и времён найти можно. Но я коварно дожидался конкретики именно про этап основания. И дождался как раз когда ехал с нашим водителем из одного корпуса в другой, после чего занимался аутотренингом на тему: "Не ржать в голос! Смотреть в окно! Не корчить рожи! Напугаешь водителя!"
Если лень смотреть всё видео (оно представляет собой типичный образец апологетического жанра), про катаров и альбигойские войны там совсем немного - с 38:10 по 43:50. Что мы из этого повествования узнаём? А узнаём мы следующее:
- катары и вальденсы - это что-то типа современных ваххабитов в Чечне;
- крестоносцы воевали не по воле папы (который вообще чрезвычайно ужаснулся их жестокости), а по воле французского короля - да, да, именно поход с участием Симона де Монфора имеется в виду (хотя перед этим докладчик говорит, что войны начались по призыву папы);
- именно Симон де Монфор, оказывается произнёс слова "Господь узнает своих" (!);
- Пьер Кастельно был убит катарами во время религиозного диспута (!);
- кто же был тот катар, который его убил? "Убит Кастельно был никем иным, как знаменитым графом тулузским" (с) докладчик. Причём, по мнению докладчика, граф уже до этого "находился под следствием и раскаялся" (!) и "получив епитимью, был отпущен на свободу" (!)
- "были посланы послы, велись переговоры, то есть католическая церковь делала шаги, направленные на примирение" (!) - это о ситуации перед убийством Кастельно;
- ну, и таки да - докладчик нам рассказывает, что папа, ужаснувшись жестокости войн, учредил инквизицию, чтобы невиновные больше не страдали.
Я в своё время написал, что на фоне Лужецкого даже Мартьянов кажется знатоком темы. Я таки, похоже, нашёл человека, на фоне которого знатоком кажется Лужецкий.
Если лень смотреть всё видео (оно представляет собой типичный образец апологетического жанра), про катаров и альбигойские войны там совсем немного - с 38:10 по 43:50. Что мы из этого повествования узнаём? А узнаём мы следующее:
- катары и вальденсы - это что-то типа современных ваххабитов в Чечне;
- крестоносцы воевали не по воле папы (который вообще чрезвычайно ужаснулся их жестокости), а по воле французского короля - да, да, именно поход с участием Симона де Монфора имеется в виду (хотя перед этим докладчик говорит, что войны начались по призыву папы);
- именно Симон де Монфор, оказывается произнёс слова "Господь узнает своих" (!);
- Пьер Кастельно был убит катарами во время религиозного диспута (!);
- кто же был тот катар, который его убил? "Убит Кастельно был никем иным, как знаменитым графом тулузским" (с) докладчик. Причём, по мнению докладчика, граф уже до этого "находился под следствием и раскаялся" (!) и "получив епитимью, был отпущен на свободу" (!)
- "были посланы послы, велись переговоры, то есть католическая церковь делала шаги, направленные на примирение" (!) - это о ситуации перед убийством Кастельно;
- ну, и таки да - докладчик нам рассказывает, что папа, ужаснувшись жестокости войн, учредил инквизицию, чтобы невиновные больше не страдали.
Я в своё время написал, что на фоне Лужецкого даже Мартьянов кажется знатоком темы. Я таки, похоже, нашёл человека, на фоне которого знатоком кажется Лужецкий.
воскресенье, 08 июля 2018
"Православная энциклопедия" в статье о катарах, в отличие от "New Catholic Encyclopedia", ссылается на Дювернуа, Рокбера и Бренон.
И указывает на то, что представление об "эндуре" как ритуальном самоубийстве современными исследователями признано несостоятельным.
Да и вообще довольно внятная и сдержанная статья. Никакой кураевщины про жуткую секту и спасительную инквизицию.
P.S.: Интересно, кто такой А.С. Позняков?
И указывает на то, что представление об "эндуре" как ритуальном самоубийстве современными исследователями признано несостоятельным.
Да и вообще довольно внятная и сдержанная статья. Никакой кураевщины про жуткую секту и спасительную инквизицию.
P.S.: Интересно, кто такой А.С. Позняков?
понедельник, 25 июня 2018
Объяла радость все сердца. Во храмы люд валил,
И всяк во здравие свечу возжёг и засветил,
Весь город клики испускал и в барабаны бил,
И звон больших колоколов над Божьим миром плыл.
Так кровожадный граф Монфор, что зол и грозен был,
Как нехристь камнем был убит и дух свой испустил.
В Тулузе радость началась. Весь город ликовал,
И вторил флейтам и рожкам и бубен, и кимвал.
Прошло ещё немного дней и враг осаду снял.
...
Взяв прах сеньора своего, вернулись в Каркассон
Попы и рыцари Креста. И граф был погребён
В соборе под большой плитой. Будь кто из вас учён
И вздумай надпись ту прочесть, которой граф почтён,
Узнал бы этот грамотей, что граф Монфор причтён
К святым, что, стало быть, в раю вкусит блаженство он.
Сторицей Бог ему воздаст, как было испокон,
И за мученья наградит короной из корон.
В том нет сомненья ни на грош у клира и мирян,
Ведь если кто-то лил рекой кровь добрых христиан
И лживым словом обольщал, и Зло возвёл на трон,
И сея семена вражды, нанёс Добру урон,
И если Рыцарство и Честь унизил сей тиран,
Детей и женщин не щадил, пятная честь и сан,
И всё же Церковью самой был избран и спасён,
То ясно, сколь святую жизнь прожил он в мире сём!
И всяк во здравие свечу возжёг и засветил,
Весь город клики испускал и в барабаны бил,
И звон больших колоколов над Божьим миром плыл.
Так кровожадный граф Монфор, что зол и грозен был,
Как нехристь камнем был убит и дух свой испустил.
В Тулузе радость началась. Весь город ликовал,
И вторил флейтам и рожкам и бубен, и кимвал.
Прошло ещё немного дней и враг осаду снял.
...
Взяв прах сеньора своего, вернулись в Каркассон
Попы и рыцари Креста. И граф был погребён
В соборе под большой плитой. Будь кто из вас учён
И вздумай надпись ту прочесть, которой граф почтён,
Узнал бы этот грамотей, что граф Монфор причтён
К святым, что, стало быть, в раю вкусит блаженство он.
Сторицей Бог ему воздаст, как было испокон,
И за мученья наградит короной из корон.
В том нет сомненья ни на грош у клира и мирян,
Ведь если кто-то лил рекой кровь добрых христиан
И лживым словом обольщал, и Зло возвёл на трон,
И сея семена вражды, нанёс Добру урон,
И если Рыцарство и Честь унизил сей тиран,
Детей и женщин не щадил, пятная честь и сан,
И всё же Церковью самой был избран и спасён,
То ясно, сколь святую жизнь прожил он в мире сём!
вторник, 20 февраля 2018
вторник, 26 декабря 2017
В основе модной в определённых кругах байки (проникшей даже в академическую историю) о том, как злобные катары морили эндурой младенцев, лежит один-единственный случай суеверия, в котором не было уморено голодом ни одного младенца.
воскресенье, 24 декабря 2017
Известную легенду о фразе Арно Амори "Убивайте всех, Господь узнает своих!" никакие враги церкви, естественно, не выдумывали.
Её в XIII веке распространяли католические проповедники и как положительный пример.
P.S.: В принципе, об этом было нетрудно догадаться, но, похоже, я, всё-таки, слишком недооцениваю способность людей пробивать любое дно.
Её в XIII веке распространяли католические проповедники и как положительный пример.
P.S.: В принципе, об этом было нетрудно догадаться, но, похоже, я, всё-таки, слишком недооцениваю способность людей пробивать любое дно.
пятница, 22 декабря 2017
"Взяв прах сеньора своего, вернулись в Каркассон
Попы и рыцари Креста. И граф был погребён
В соборе под большой плитой. Будь кто из вас учён
И вздумай надпись ту прочесть, которой граф почтён,
Узнал бы этот грамотей, что граф Монфор причтён
К святым, что, стало быть, в раю вкусит блаженство он.
Сторицей Бог ему воздаст, как было испокон,
И за мученья наградит короной из корон.
В том нет сомненья ни на грош у клира и мирян,
Ведь если кто-то лил рекой кровь добрых христиан
И лживым словом обольщал, и Зло возвёл на трон,
И сея семена вражды, нанёс Добру урон,
И если Рыцарство и Честь унизил сей тиран,
Детей и женщин не щадил, пятная честь и сан,
И всё же Церковью самой был избран и спасён,
То ясно, сколь святую жизнь прожил он в мире сём!"
Песнь о крестовом походе против альбигойцев.
Попы и рыцари Креста. И граф был погребён
В соборе под большой плитой. Будь кто из вас учён
И вздумай надпись ту прочесть, которой граф почтён,
Узнал бы этот грамотей, что граф Монфор причтён
К святым, что, стало быть, в раю вкусит блаженство он.
Сторицей Бог ему воздаст, как было испокон,
И за мученья наградит короной из корон.
В том нет сомненья ни на грош у клира и мирян,
Ведь если кто-то лил рекой кровь добрых христиан
И лживым словом обольщал, и Зло возвёл на трон,
И сея семена вражды, нанёс Добру урон,
И если Рыцарство и Честь унизил сей тиран,
Детей и женщин не щадил, пятная честь и сан,
И всё же Церковью самой был избран и спасён,
То ясно, сколь святую жизнь прожил он в мире сём!"
Песнь о крестовом походе против альбигойцев.
вторник, 12 декабря 2017
Великие мысли великих людей:
"Когда-нибудь, наверное, поймут и признают, что и "блокада Ленинграда" была нужна прежде всего советскому руководству" (с) некто Михаил Харитонов, больше известный как Константин Крылов.
Я смотрю, исторические лавры Кунгурова-то многим покоя не дают...
"Когда-нибудь, наверное, поймут и признают, что и "блокада Ленинграда" была нужна прежде всего советскому руководству" (с) некто Михаил Харитонов, больше известный как Константин Крылов.
Я смотрю, исторические лавры Кунгурова-то многим покоя не дают...
пятница, 08 декабря 2017
Монфору уже не суждено было больше увидеть город, которому он принес столько зла. Оставляя Тулузу, он не подозревал, что целым рядом событий и даже небесславных для него успехов, он постепенно отдаляется от главной цели крестового похода.
Второе тулузское восстание и третья осада Тулузы
Второе тулузское восстание и третья осада Тулузы
В лето Господа нашего тысяча двести семьдесят третье, в утро святой девы Схоластики, то есть, за три дня до февральских ид, Арнальда, жена покойного Раймона Дараса из Кордеса, госпитальера, ныне находящаяся в старом госпитале в Сент-Антонене
понедельник, 18 сентября 2017
800 лет назад, 18 сентября 1217 года в Тулузу въехал граф Раймон VI, восторженно встреченный горожанами. Возвращение старого графа послужило сигналом к началу третьего тулузского восстания.
Выступивший вскоре на подавление этого восстания предводитель крестоносцев Симон де Монфор отправился навстречу своей гибели.
Выступивший вскоре на подавление этого восстания предводитель крестоносцев Симон де Монфор отправился навстречу своей гибели.