В советской исторической науке было принято объяснять ереси средневековья как специфическую для феодальной формации форму классовой борьбы. Взгляд этот критиковали (иной раз даже справедливо) за односторонний подход к явлению. Но, если вдуматься, тут есть довольно интересная и важная мысль.
читать дальшеИ в католической, и в катарской церкви имелись представители и феодалов, и горожан, и крестьян. Но в деятельности какой церкви специфически классовые интересы феодалов (особенно церковных) были особенно заметны? Тут, по-моему, всё более чем ясно. Собственно, феодального клира у катаров, в отличие от католиков, и вовсе не было. Причём кое-какие следствия этого, в том числе для себя лично, мог заметить даже неграмотный крестьянин. И замечал, судя по вынесенной в заголовок цитате, которая имеет совершенно конкретное продолжение: «…ибо он требует десятину от приплода ягнят или карнеляж». Можно сказать, идеально «классовое» и «материалистическое» обоснование.
Но даже за пределом собственно материальных интересов, я полагаю, у многих крестьян (да и не только у них) возникала мысль: вот есть католические священники (епископы, архиепископы, папа римский) и есть Добрые Люди у катаров. И те, и другие утверждают, что они хотят спасти наши души. В тонкости теологии большинству мирян вникнуть мудрено, если вообще возможно, но вот некоторые другие вещи всем бросаются в глаза. В частности, то, что одни, помимо молитв, соблюдения обрядов и благочестивого поведения требуют от верующих уплаты десятины, денег на строительство храмов, денег за службы, специального налога в Рим и т.д., причём эти требования имеют тенденцию к нарастанию, а верхушка церкви именно за счёт этих собранных средств живёт роскошнее иных вельмож. У других, в то же самое время, нет ни роскошных храмов, ни дворцов, ни богатейшей иерархической верхушки, а даже дворяне, вступающие в ряды Добрых Людей, обязаны питаться либо от трудов своих рук, либо милостыней верных, сколько тем не жалко подать. При этом сравнении невольно напрашивается мысль: кто из этих двух церквей больше озабочен спасением душ, а кто совсем другими вещами? Причём, участь нищенствующих орденов в самой католической церкви и их очень быстрая трансформация в отнюдь не нищенствующие (с попутным выбиванием тех францисканцев, которые пытались следовать заветам основателя) тут тоже очень показательна.