В лето Господа нашего тысяча двести семьдесят третье, в утро святой девы Схоластики, то есть, за три дня до февральских ид, Арнальда, жена покойного Раймона Дараса из Кордеса, госпитальера, ныне находящаяся в старом госпитале в Сент-Антоненев старом госпитале в Сент-Антонене, на просьбу рассказать правду о себе и других, живых и мёртвых, касательно преступлений ереси и вальденсианства, будучи приведена к присяге в качестве свидетеля, сказала, что никогда не поклонялась еретикам, не верила, что они хорошие люди, никогда не имела в них веры или надежды на них, и никогда не имела дела с женщинами-еретичками.
Относительно вальденсианства она сказала, что ничего не знает.
Она сказала, однако, что, когда эта свидетельница лежала больная в госпитале в Кордесе, где эта свидетельница была госпитальером (?), Раймонда, покойная жена Раймона Молинье (или Раймона-мельника), пришла к этой свидетельнице, когда она лежала в постели, серьёзно больная. И она сказала этой свидетельнице, что та должна сохранить её тайну во имя Отца, Сына и Святого Духа, относительно того, что она скажет этой свидетельнице, и эта свидетельница согласилась. И когда эта Раймонда попросила дать более крепкую поруку, эта свидетельница поцеловала эту Раймонду. Когда она это сделала, эта Раймонда говорила с этой свидетельницей, убеждая, что если эта свидетельница оправится от упомянутой болезни, то эта свидетельница и эта Раймонда должны отправиться к праведным людям – и эта свидетельница поняла, что она говорила о еретиках. И тогда эта свидетельница спросила упомянутую Раймонду, во что верят эти люди, и верят ли они в то же, во что заповедует римская церковь. И упомянутая Раймонда сказала, что нет.
Также, [на вопрос], верят ли они в пресуществление на алтаре, она сказала, что нет.
Также, [на вопрос], верят ли они в таинство брака, она сказала, что нет.
Также, [на вопрос], верят ли они, что Бог посетил (?) Святую Деву, она сказала, что нет.
О времени: три или четыре года назад, примерно когда только что прошёл день Святого Михаила.
Она также сказала, что думает, что Аламанда, жена Гильёма Копы, госпитальера из Кордеса, которая тогда прислушивалась к упомянутым словам, слышала всё вышесказанное.
Она также сказала, что когда эта свидетельница оправилась от своей болезни, примерное через пятнадцать дней после её выздоровления эта свидетельница и упомянутая Аламанда несли бдение в церкви Святого Иоанна в Мордани, возле Кордеса. И когда они возвращались с упомянутого бдения и отдыхали под ореховым деревом, упомянутая Аламанда попросила эту свидетельницу – и она часто просила об этом раньше – рассказать ей, что упомянутая Раймонда говорила этой свидетельнице. И тогда она рассказала этой Аламанде всё вышеупомянутое, что эта Раймонда сказала этой свидетельнице. И тогда упомянутая Аламанда сказала этой свидетельнице, что она хочет отправиться в тот же путь, что эта свидетельница и упомянутая Раймонда, и что у неё достаточно денег для себя и для этой свидетельницы.
Упомянутая Аламанда также сказала, что знает ещё больше о речах, которые упомянутая Раймонда вела с этой свидетельницей, чем сама эта свидетельница.
Также она сказала, что потом, примерно в те же дни, когда эта свидетельница молилась в церкви Святого Михаила в Кордесе, упомянутая Раймонда сказала этой свидетельнице: «Зачем ты молишься? Молись Всемогущему и не верь в распятия и иные изображения, потому что пользы от них нет».
Также она сказала, что однажды, когда эта свидетельница рассказала Эсклармонде, жене покойного Пейре Лобета из Кордеса, сестре упомянутой Раймонды, о словах, которые упомянутая Раймонда говорила этой свидетельнице, спрашивая её совета о том, что ей сделать по поводу вышесказанного, и какой путь избрать, и как найти спасение, эта Эсклармонда ответила этой свидетельнице: «Госпожа Арнальда, нет другого пути к спасению, кроме того, о котором вышеупомянутая Раймонда говорила нам».
Также она сказала, что вышеупомянутая Раймонда сказала этой свидетельнице, что всё, проповедуемое братьями-проповедниками, и «меньшими братьями», и священниками не содержит никакой истины и ничего не стоит, кроме Евангелия святого Иоанна.
Эта же свидетельница сказала, что она спрашивала этих женщин обо всех вышеупомянутых вещах, чтобы понять (?), как они ощущают свою веру (?).
Она добавила, что после вышеупомянутых слов упомянутая Аламанда спросила эту свидетельницу, какой путь она хочет избрать. И эта свидетельница ответила, что они не смогут ни удержать (?) эту свидетельницу, ни поступить (?) с ней как с на Тавелла (госпожой Тавеллой?), которая подверглась еретикации, и которая была очень близка с упомянутыми женщинами.
Также она сказала, что Гильельма Пейньер (?) (или Гильельма – делательница гребней), которую, по отцу, прозвали Бадоэль из Кордеса, сказала этой свидетельнице, что эта вероломная Аламанда выдала упомянутую Раймонду, в связи с вышеупомянутыми словами, которые она говорила этой свидетельнице в доме Бернара де Бренса из Кордеса (?). И в связи с этим этот Бернар де Бренс схватил эту Раймонду, протащив её за волосы через весь дом, сказав при этом этой Раймонде: «Тебе следовало бы знать, что Арнальда Дарас не будет молчать о тебе в связи с вышеупомянутыми словами».
Также, она сказала, что после похорон Петрониллы из Кордеса, прозванной Доброй (?), эта свидетельница спросила Юго (?), жену Стефана Лобета: «Что вы можете сказать о Доброй? Принимала ли она добрых людей?», то есть еретиков, и она ответила, что да. И когда эта свидетельница спросила, где она принимала их, она ответила, что госпожа Юго, жена Бернара де Кампа, помогала упомянутой Доброй принимать этих еретиков.
О времени: она сказала, что всё вышеупомянутое происходило между праздником Обрезания Господнего и днём святого Михаил – за три или четыре года до только что минувшего дня святого Михаила.
Также она сказала, что вышеупомянутая Гильельма Пейньер и Стефан из Кордеса, прозванный Лоцманом (?), о которых много говорят в Кордесе как о подозреваемых в ереси, были очень близки с вышеупомянутыми Раймондой и Эсклармондой, с Юго де Камп и Бернаром де Бренсом.
Она также сказала, что вышеупомянутая Раймонда сказала этой свидетельнице, что всякий раз, когда она не может поговорить с этой Раймондой по поводу еретиков, ей следует говорить с Эсклармондой, её сестрой, которая наставит эту свидетельницу на правильный путь в этом деле.
Также упомянутая Эсклармонда сказала этой свидетельнице, что она никогда не хочет ни есть, ни пить, пока не услышит проповедь госпожи Гильельмы, жены Бертрана Рока.
О времени: так же, как и выше.
Всё это она засвидетельствовала перед братьями Ранульфом и Понсом де Парнаком, инквизиторами. Свидетели: господин Беренгар де Верне и Бернар Бонет, общественный нотариус Тулузы, который записал всё это. Это было в городе Сент-Антонен, епархии Родез, в монастыре упомянутого святого.
Относительно вальденсианства она сказала, что ничего не знает.
Она сказала, однако, что, когда эта свидетельница лежала больная в госпитале в Кордесе, где эта свидетельница была госпитальером (?), Раймонда, покойная жена Раймона Молинье (или Раймона-мельника), пришла к этой свидетельнице, когда она лежала в постели, серьёзно больная. И она сказала этой свидетельнице, что та должна сохранить её тайну во имя Отца, Сына и Святого Духа, относительно того, что она скажет этой свидетельнице, и эта свидетельница согласилась. И когда эта Раймонда попросила дать более крепкую поруку, эта свидетельница поцеловала эту Раймонду. Когда она это сделала, эта Раймонда говорила с этой свидетельницей, убеждая, что если эта свидетельница оправится от упомянутой болезни, то эта свидетельница и эта Раймонда должны отправиться к праведным людям – и эта свидетельница поняла, что она говорила о еретиках. И тогда эта свидетельница спросила упомянутую Раймонду, во что верят эти люди, и верят ли они в то же, во что заповедует римская церковь. И упомянутая Раймонда сказала, что нет.
Также, [на вопрос], верят ли они в пресуществление на алтаре, она сказала, что нет.
Также, [на вопрос], верят ли они в таинство брака, она сказала, что нет.
Также, [на вопрос], верят ли они, что Бог посетил (?) Святую Деву, она сказала, что нет.
О времени: три или четыре года назад, примерно когда только что прошёл день Святого Михаила.
Она также сказала, что думает, что Аламанда, жена Гильёма Копы, госпитальера из Кордеса, которая тогда прислушивалась к упомянутым словам, слышала всё вышесказанное.
Она также сказала, что когда эта свидетельница оправилась от своей болезни, примерное через пятнадцать дней после её выздоровления эта свидетельница и упомянутая Аламанда несли бдение в церкви Святого Иоанна в Мордани, возле Кордеса. И когда они возвращались с упомянутого бдения и отдыхали под ореховым деревом, упомянутая Аламанда попросила эту свидетельницу – и она часто просила об этом раньше – рассказать ей, что упомянутая Раймонда говорила этой свидетельнице. И тогда она рассказала этой Аламанде всё вышеупомянутое, что эта Раймонда сказала этой свидетельнице. И тогда упомянутая Аламанда сказала этой свидетельнице, что она хочет отправиться в тот же путь, что эта свидетельница и упомянутая Раймонда, и что у неё достаточно денег для себя и для этой свидетельницы.
Упомянутая Аламанда также сказала, что знает ещё больше о речах, которые упомянутая Раймонда вела с этой свидетельницей, чем сама эта свидетельница.
Также она сказала, что потом, примерно в те же дни, когда эта свидетельница молилась в церкви Святого Михаила в Кордесе, упомянутая Раймонда сказала этой свидетельнице: «Зачем ты молишься? Молись Всемогущему и не верь в распятия и иные изображения, потому что пользы от них нет».
Также она сказала, что однажды, когда эта свидетельница рассказала Эсклармонде, жене покойного Пейре Лобета из Кордеса, сестре упомянутой Раймонды, о словах, которые упомянутая Раймонда говорила этой свидетельнице, спрашивая её совета о том, что ей сделать по поводу вышесказанного, и какой путь избрать, и как найти спасение, эта Эсклармонда ответила этой свидетельнице: «Госпожа Арнальда, нет другого пути к спасению, кроме того, о котором вышеупомянутая Раймонда говорила нам».
Также она сказала, что вышеупомянутая Раймонда сказала этой свидетельнице, что всё, проповедуемое братьями-проповедниками, и «меньшими братьями», и священниками не содержит никакой истины и ничего не стоит, кроме Евангелия святого Иоанна.
Эта же свидетельница сказала, что она спрашивала этих женщин обо всех вышеупомянутых вещах, чтобы понять (?), как они ощущают свою веру (?).
Она добавила, что после вышеупомянутых слов упомянутая Аламанда спросила эту свидетельницу, какой путь она хочет избрать. И эта свидетельница ответила, что они не смогут ни удержать (?) эту свидетельницу, ни поступить (?) с ней как с на Тавелла (госпожой Тавеллой?), которая подверглась еретикации, и которая была очень близка с упомянутыми женщинами.
Также она сказала, что Гильельма Пейньер (?) (или Гильельма – делательница гребней), которую, по отцу, прозвали Бадоэль из Кордеса, сказала этой свидетельнице, что эта вероломная Аламанда выдала упомянутую Раймонду, в связи с вышеупомянутыми словами, которые она говорила этой свидетельнице в доме Бернара де Бренса из Кордеса (?). И в связи с этим этот Бернар де Бренс схватил эту Раймонду, протащив её за волосы через весь дом, сказав при этом этой Раймонде: «Тебе следовало бы знать, что Арнальда Дарас не будет молчать о тебе в связи с вышеупомянутыми словами».
Также, она сказала, что после похорон Петрониллы из Кордеса, прозванной Доброй (?), эта свидетельница спросила Юго (?), жену Стефана Лобета: «Что вы можете сказать о Доброй? Принимала ли она добрых людей?», то есть еретиков, и она ответила, что да. И когда эта свидетельница спросила, где она принимала их, она ответила, что госпожа Юго, жена Бернара де Кампа, помогала упомянутой Доброй принимать этих еретиков.
О времени: она сказала, что всё вышеупомянутое происходило между праздником Обрезания Господнего и днём святого Михаил – за три или четыре года до только что минувшего дня святого Михаила.
Также она сказала, что вышеупомянутая Гильельма Пейньер и Стефан из Кордеса, прозванный Лоцманом (?), о которых много говорят в Кордесе как о подозреваемых в ереси, были очень близки с вышеупомянутыми Раймондой и Эсклармондой, с Юго де Камп и Бернаром де Бренсом.
Она также сказала, что вышеупомянутая Раймонда сказала этой свидетельнице, что всякий раз, когда она не может поговорить с этой Раймондой по поводу еретиков, ей следует говорить с Эсклармондой, её сестрой, которая наставит эту свидетельницу на правильный путь в этом деле.
Также упомянутая Эсклармонда сказала этой свидетельнице, что она никогда не хочет ни есть, ни пить, пока не услышит проповедь госпожи Гильельмы, жены Бертрана Рока.
О времени: так же, как и выше.
Всё это она засвидетельствовала перед братьями Ранульфом и Понсом де Парнаком, инквизиторами. Свидетели: господин Беренгар де Верне и Бернар Бонет, общественный нотариус Тулузы, который записал всё это. Это было в городе Сент-Антонен, епархии Родез, в монастыре упомянутого святого.
@темы: Еретические истории, История