В вышеуказанном году, в канун дня Всех Святых [31 октября 1273] Гобер (Гвиберт?) из Аулы в Бенасе, епархии Кагор, приведённый из тюрьмы после отрицания и умалчивания правды перед нами, заговорил и признал, что часто говорил многим мужчинам и женщинам, спрашивая их, верят ли они, что Бог посылает ветер и дождь, и когда они отвечали [что верят], заключал: грубым оскорблением религиозных чувств, а потом неоднократно продолжал им же «Следовательно, вы верите в задницу и [женский половой орган]».
Будучи спрошен, как часто, он отвечал, что часто, но конкретные случаи он не может припомнить.
Будучи спрошен, говорил ли он это с целью похулить Бога, он сказал, что нет, а лишь в шутку.
Будучи спрошен о времени, он ответил, что в последние десять лет.
Будучи спрошен о месте, он сказал, что на мосту (через?) Бенас, часто в таверне и во многих других разных местах.
Будучи спрошен, мочился ли он когда-либо на кладбище, он ответил, что да, однажды, у церковной стены, и ещё один раз на краю кладбища во Франкори.
Будучи спрошен – касательно недавно перестроенной церкви Святого Маврикия – говорил ли он людям, собравшимся там, чтобы увидеть силу (чудеса?) мотыг (или имеется в виду, что люди пришли освятить орудия труда?) «Отныне я буду называть это Церковью Мотыг», он сказал нет.
Будучи спрошен, говорил ли он байли или капеллану – когда они говорили его жене, которая зажигая свечу (?) из бузины, прося её не делать этого – что он (или она) хотят иметь достаточно воска, чтобы зажечь свечи на своих похоронах, или там где захотят, и не (будут тратить его для другого?), он сказал, что нет. Но даже если бы и говорил, это дело не стоит и соломинки.
Будучи спрошен, говорил ли он, что никто не должен благодарить за зерно или что-либо другое Бога, но только свои труды, он сказал, что нет.
Будучи спрошен, отвечал ли он на вопрос, верит ли он в Бога и Его мать, что да, но как о вещи малозначительной, он сказал, что не говорил таким образом.
Будучи спрошен, говорил ли он, что нет никакой другой силы, кроме вола, мотыги и руки, он сказал, что нет.
Будучи спрошен – (о том) когда его отчитали за мочеиспускание на кладбище – говорил ли он, что не знает, что он такого сделал (?), он сказал, что нет.
Будучи спрошен – о том, когда его спрашивали, может ли Бог помочь ему – отвечал ли он, что Бог никогда ему не помогал, он также сказал, что нет.
Всё это упомянутый свидетель показал перед братом Ранульфом де Плассаком, инквизитором из ордена братьев-проповедников. Свидетели: брат Иоанн Дульцис (?) из ордена братьев-проповедников, и господин Ато де Сент-Виктор, и я, Бернар Бонет, общественный нотариус Тулузы, который записал всё это.
В вышеуказанном году, в субботу после дня Всех Святых [4 ноября 1273], упомянутый Гобер, будучи приведён из тюрьмы и спрошенный, говорил ли он, что зерно, вино и другие хорошие вещи произошли от «распутства» земли (похоже, употребил как синоним термина «плодородие», см. ниже), ответил, что нет.
Там же и тогда же вышеупомянутый Гобер поправился, и признал пункты о зажжённой свече и о церкви Святого Маврикия.
Также он признал, что часто мочился на церковном кладбище Бенаса, даже напротив парника (? – в тексте «стеклянная стена»), и даже в день Пасхи в этом году.
Также он признал, что говорил, что плодородие земли, которое он называл «распутством», даёт зерно, и вино, и другие фрукты и добрые плоды земли.
Также он сказал, что ему кажется, но он не может припомнить точно, что он однажды сказал, что не Бог дал ему мирские блага, а его собственный труд.
Также он признал, что когда его спрашивали о Боге, верит ли он в Бога и Его мать, он сказал, что да, когда нужно просить о защите (?); но он говорил это не для того, чтобы проявить неуважение к Богу, а в шутку; и он почитает Бога, и Пресвятую Деву, Его мать, и Божьих святых, и считает католическую веру истинной, как и другие истинные христиане.
Будучи спрошен, почему он мочился на кладбище, он сказал, что немощен, и не может удерживать свою мочу.
Это он засвидетельствовал перед братом Ранульфом, инквизитором. Свидетели: брат Нью из Арагона и брат Хью де Борн, из "Grammontine Order" (видимо, этот орден имелся в виду), и я, Ато, нотариус инквизиции, который это записал.
В чём сила, брат?
В вышеуказанном году, в канун дня Всех Святых [31 октября 1273] Гобер (Гвиберт?) из Аулы в Бенасе, епархии Кагор, приведённый из тюрьмы после отрицания и умалчивания правды перед нами, заговорил и признал, что часто говорил многим мужчинам и женщинам, спрашивая их, верят ли они, что Бог посылает ветер и дождь, и когда они отвечали [что верят], заключал: грубым оскорблением религиозных чувств, а потом неоднократно продолжал им же