"Разведчики" и "шпионы", или вечность двойных стандартов
"Южным сеньорам то и дело вменяли в вину попустительство ростовщичеству... При этом в хрониках Альбигойской войны фигурирует некто Раймон де Сальваньяк, каорский банкир, знаменитый кредитор крестоносцев: именно он ссудил немалые средства для организации похода. Как явствует из писем Иннокентия III, Раймон де Сальваньяк был персональным банкиром Симона де Монфора, предводителя крестоносного войска; в частности, ему, в счет погашения долга, досталась вся богатая добыча, захваченная в Лаворе: кони, доспехи, пшеница, вино, дорогие ткани.
С наёмниками та же история"Граф всегда весьма жаловал наемников", - с негодованием порицает Раймона VI в своей хронике Петр де Во де Серне... "Наемниками", или рутьерами (в хрониках и в папской переписке по отношению к ним применялся собирательный уничижительный термин ruptarii, "разрушители"), называли и небольшие, хорошо организованные профессиональные отряды вне вассальных связей, продающие свои услуги, и инженеров-специалистов по осадным машинам, и полуразбойничьи банды, разорявшие страну... В постановлениях III Латеранского собора, в одном и том же каноне (27) произносится анафема против наемников заодно с еретиками. В списке обвинений, приведших к отлучению Раймона VI от Церкви в апреле 1207 года, фигурируют все те же "разбойники арагонские", состоящие у графа на службе; это же обвинение выдвигается против графа Тулузского на IV Латеранском соборе... То же самое обвинение предъявляется и другим южным сеньорам, в частности Раймону-Рожеру Фуаскому. Воспользоваться услугами наемников в глазах Церкви означало совершить непростительное преступление.
Между тем, в то время как Церковь придает анафеме рутьеров и их покровителей, услугами наемников не брезгают сами крестоносцы, в том числе и граф Симон де Монфор. В своей хронике П. де Во де Серне тщательно избегает упоминаний этого факта, точно так же, как и легаты в своей корреспонденции; однако тому есть прямые свидетельства. В сентябре 1209 года, после отбытия основного корпуса крестоносцев, Монфор в письме к Папе жалуется на то, что войско его сильно поредело, и сообщает о непомерных расходах на наемную боевую силу: "...Мне приходится нанимать soldarios, которые остаются со мной за цену более высокую, нежели в любых других войнах. Мне с трудом удается заручиться их услугами, если не заплатить двойную цену"... В данном случае вместо одиозного в глазах Церкви термина ruptarii используется слово soldarii, но суть его такова же. "Арагонские рыцари", сражающиеся на стороне крестоносцев под Фанжо (1209), - это все те же рутьеры: возглавляет их некто Пейре Арагонец, по определению Гильема Тудельского "un mainader ardi" ("смелый предводитель банды наемников"), который на том "изрядно обогатился"" (с) С. Лихачева при содействии Н. Дульневой "Исторический экскурс" (предисловие к: Гильем Тудельский "Песнь об Альбигойском крестовом походе", М, "Квадрига", 2010)
Люди борются с ересью - святое дело...
...и хотят заработать - тоже святое дело"Мы знаем, что при Альфонсе* состояло особое лицо, в обязанности которого входило преимущественно приобретение в казну имуществ осужденных на костры. Жак Дюбуа был кем-то вроде министра, так как он давая приказания сенешалям по данной специальности; он имел большую переписку с провинциями. Из огромных доходов его ведомства назначались пенсии и награды тем, кто оказывал содействие к увеличению подобным образом доходов казны. С точки зрения фиска, осуждение на смертную казнь было выгодным: оно избавляло от издержек на содержание заключенного или кающегося; оно делало графа законным собственником значительной доли земли и имущества. Таковым способом при хорошей жатве на ересь прямые домены графа быстро округлялись и росла сила государства, а следовательно, и сила родственной французской короны. Преданные слуги Альфонса в областях старались почаще доставлять ему такое удовольствие. Для этого они, руководимые Дюбуа, не только хлопотали у инквизиторов о смертных приговорах, но даже втайне сами совершали их...
...Сенешаль руэргский извещал в 1253 году графа, что он не отстает от трибунала, чтобы угодить интересам правительства. Как хищная птица, он выискивал жертвы, и в своем письме сенешаль выступает именно в таком виде. Благородный сенешаль не стесняется скрывать свою любовь к «актам веры» инквизиции, которую он возымел лишь в результате тех выгод, которые они доставляют графской казне.
«Епископ родецкий, — пишет он, — продолжает заниматься инквизицией в своем диоцезе; в Наяке он представил мне одного упорного еретика, Гуго Парайру, которого я поспешил сжечь, конечно, взяв все его движимое и недвижимое имущество, бумаги и книги. После того епископ потребовал в родецкий трибунал еще шесть граждан из Наяка. Так как все уверяли, что они еретики, то я последовал в Родец, чтобы присутствовать на суде, дабы вы не сделались жертвой какого-либо обмана. Монсиньор епископ сказал мне, что все они действительно еретики и что вы приобретаете от их имуществ тысяч до ста солидов. Но вдруг он же сам и несколько других судей начинают просить меня, чтобы я сделал снисхождение, предоставил долю имущества осужденным или по крайней мере оставил что-нибудь их детям. Конечно, я отказался это сделать. Тогда, на другой день, следуя, вероятно, дурным советам, епископ осудил всех шестерых вместо смерти на покаяние, явно вас обманывая. Пишу вам откровенно, не преувеличивая и не скрывая ничего. Несмотря на такую проделку, я, однако, захватил все имущество осужденных и оставил только то, что необходимо на существование их самих и семейств. И добыл я таким образом движимости и недвижимости приблизительно на тысячу тулузских ливров, никак не меньше. При этом замечу, что так как епископ продолжает судить еретиков, то не мешало бы вам, если заблагорассудится, посылать от себя в трибунал полномочного следователя; это было бы не дурно, так как вы избегли бы возможности терпеть дальнейший ущерб и быть обманутым касательно имущества еретиков».
Как хорошо это лаконическое «явно вас обманывая...» в драгоценном письме сенешаля. Альфонс в самом деле полагал себя законным владетелем всего имущества осужденных, правых и неправых. Он старается, чтобы осужденных было как можно больше и чтобы по большей части их подвергали смертной казни, так как это гораздо выгоднее для казны (с) Осокин Н.А. "История альбигойцев и их времени".
*Альфонс, граф Пуатье - брат короля Франции Людовика IX, унаследовавший путём женитьбы на Жанне, дочери Раймона VII, право на домен графа Тулузского.
Вспомнились некоторые забавные вещи из средневековой истории
"Разведчики" и "шпионы", или вечность двойных стандартов
"Южным сеньорам то и дело вменяли в вину попустительство ростовщичеству... При этом в хрониках Альбигойской войны фигурирует некто Раймон де Сальваньяк, каорский банкир, знаменитый кредитор крестоносцев: именно он ссудил немалые средства для организации похода. Как явствует из писем Иннокентия III, Раймон де Сальваньяк был персональным банкиром Симона де Монфора, предводителя крестоносного войска; в частности, ему, в счет погашения долга, досталась вся богатая добыча, захваченная в Лаворе: кони, доспехи, пшеница, вино, дорогие ткани.
С наёмниками та же история
Люди борются с ересью - святое дело...
...и хотят заработать - тоже святое дело
"Южным сеньорам то и дело вменяли в вину попустительство ростовщичеству... При этом в хрониках Альбигойской войны фигурирует некто Раймон де Сальваньяк, каорский банкир, знаменитый кредитор крестоносцев: именно он ссудил немалые средства для организации похода. Как явствует из писем Иннокентия III, Раймон де Сальваньяк был персональным банкиром Симона де Монфора, предводителя крестоносного войска; в частности, ему, в счет погашения долга, досталась вся богатая добыча, захваченная в Лаворе: кони, доспехи, пшеница, вино, дорогие ткани.
С наёмниками та же история
Люди борются с ересью - святое дело...
...и хотят заработать - тоже святое дело